Работа тренерского состава и выбор спортсменов

Как свидетельствует практика физического воспитания, дошкольного и школьного образования, медицинского контроля за состоянием здоровья, оценка истинного возраста человека для занятия спортом является крайне важной и непростой задачей. Люди одного года рождения значительно отличаются друг от друга по своему биологическому возрасту. В свою очередь биологический возраст во многом находит отражение в психическом возрасте, в зрелости анализаторных систем организма и в целом в физиологической, психической и психофизической дееспособности спортсменов. При этом возрастные различия могут достичь от трех до пяти лет.


Дети разного биологического возраста отличаются друг от друга по физическому и интеллектуальному развитию, показателям моторики и по уровню зрелости отдельных систем организма. В связи с этим, например, тренеру, очень важно знать истинный возраст спортсмена (ребенка), в противном случае, он вынужден рассматривать своих подопечных как равных по возрасту и предъявлять им равные требования. В спорте это чревато неправильными выводами, так как часто приводит, с одной стороны, к отсеву иногда потенциально одаренных детей, а с другой - к перегрузкам еще не сформировавшегося организма и даже к различным серьезным болезням.


Если рядом с тренером-преподавателем нет специалиста, который может правильно определить биологический возраст спортсмена, он, как правило, будет отдавать предпочтение тому, кто имеет более высокие результаты. Следовательно, он будет оставлять без внимания тех детей, которые на самом деле более одаренные, т.к. они будут иметь лишь не намного ниже результатов. Такое отношение тренера наносит психологическую травму будущих спортсменов. Чувствуя отсутствие интереса к своей персоне от любимого тренера, которого спортсмен считал своим кумиром, он с обидой покидает секцию. В результате мы теряем потенциально одаренных спортсменов.


Очень важный момент здесь имеет и тарификация зарплаты тренера. Оплата труда тренера зависит от числа подготовленных разрядников, мастеров спорта и др. В связи с этим тренер рад юному спортсмену, который в силу своего опережающего развития показывает высокий результат. Персональный тренер всеми силами начинает его натаскивать на спортивный результат, эксплуатируя еще не окрепший организм. Заканчивается это тем, что, в лучшем случае, спортсмен показав однажды высокий результат в дальнейшем бросает спорт. В худшем случае, чрезмерные, несоразмеримые с биологическим возрастом спортсмена нагрузки, не позволяют полностью реализовать генетическую программу развития систем организма, и, как правило, приводят к срыву адаптации, травмам, перенапряжениям сердечно-сосудистой и других систем организма.
Другой не менее важной проблемой в спорте и в физическом воспитании является необходимость индивидуального подхода к занимающимся. В этом случае без учета биологического возраста юных спортсменов нельзя корректно решить эту проблему. В связи с этим очень важно, например, медицинским работникам, педагогам и тренерам владеть теми знаниями, которые позволят с помощью определенных методик правильно определить биологический возраст спортсменов. Учитывая необходимость указанных знаний, ими должна владеть выше перечисленная категория специалистов. Эти методы достаточно просты и не требуют какого-то оборудования, нужна только определенная практика, знание методических приемов и умение воспользоваться учебными пособиями.


Учитывая тот факт, что в спортивно-оздоровительные группы все чаще привлекают детей начиная уже с трех и четырех летнего возраста, то педагоги нуждаются в критериях, с помощью которых они могли бы определить результативность занимающихся, чтобы объективно индивидуализировать содержание средств и методов занятий.


Требования школьной программы, как правило, ориентированы на календарный возраст учащихся и совершенно не учитывают их истинный возраст развития. В результате этого возникает феномен способныхинеспособных детей. Например, в одном и том же классе учаться дети совершенно разного роста, у которых естественно не только разные веса и физические показатели, но и разные по длине ноги, руки и т.п. Однако зачетные требования у нас не дифференцированы, и они одинаковы для всех. Отсюда возникает несправедливость при оценке их успеваемости, что на практике нередко ведет к созданию негативного отношения к спорту. То же самое имеет место при диагностике состояния здоровья, физической работоспособности. Игнорирование биологического возраста ребенка, особенности подростка и сравнение его показателей со стандартами, разработанными для хронологического возраста, часто полярным образом искажают оценку состояния и рекомендации.

Автор статьи: Вардумян Тигран Ашотович